О МОНАСТЫРЕ

Эта великая обитель впоследствии станет единственной женской лаврой в мире

Не по воле человеческой, но исключительно по воле и указанию Самой Царицы Небесной на месте, которое Она избрала Себе в Четвертый удел Свой на земле, и обещала низвести все благословения Божии и Свои со всех Своих земных уделов – Иверии, Афона и Киева, был основан Серафимо-Дивеевский монастырь, один из крупнейших женских монастырей, великая святыня православия. По пророчеству преподобного Серафима Саровского, эта великая обитель впоследствии станет единственной женской лаврой в мире.

Начало истории Дивеевского монастыря было положено во второй половине XVIII века монахиней Александрой (в миру Агафией Семеновной Мельгуновой), насельницей Киевского Флоровского монастыря. По повелению Пресвятой Богородицы она оставила монастырь и отправилась на Север России искать то место, которое укажет Сама Царица Небесная для обители, «равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете». Этим местом, Четвертым жребием Пресвятой Богородицы во вселенной, оказалось село Дивеево. В подвигах и лишениях созидала здесь обетованную ей Царицей Небесной обитель матушка Александра.

Преподобная Александра Дивеевская поручает дивеевскую обитель молодому иеродиакону Серафиму

Накануне своей блаженной кончины она поручила продолжить это великое дело молодого иеродиакона Серафима, будущего преподобного Серафима Саровского чудотворца, попросив его заботиться об обители «как Царица Небесная Сама наставить его на то изволит».

25 ноября/8 декабря 1825 года Божия Матерь со святыми апостолами Петром и Иоанном Богословом явилась отцу Серафиму и подтвердила, что есть Ее святая воля на то, чтобы попечение о Ее великой обители лежало на нем и благословила обнести территорию Своего удела Канавкой и валом. Она Сама назвалась Верховной Игуменией Дивеевской и передала на словах батюшке Серафиму правила и устав, до того времени ни в одном монастыре не существовавший. В основу жизни сестер ставились, наряду с непрестанной молитвой, неустанные труды на благо обители, с полным отсечением своей воли.

Батюшка Серафим, ежедневно молясь, получал откровения о будущем Дивеевской общины и часто говаривал: «Сама Матерь Божия обителью управит, всему Она Сама научит, все устроит и укажет, кого нужно изберет и призовет, кого нет – ими же весть судьбами изженет из обители Своей, что полезное – утвердит, неполезное разорит, и все, все Сама совершит, как Ее токмо единой воле здесь то угодно… Исповедую и Богом свидетельствую, что ни одного камешка я по своей воле у них не поставил, ниже слова единого от себя не сказал им и ни единую из них не принимал я по желанию своему против воли Царицы Небесной!» Батюшка Серафим стал земным ангелом-хранителем дивеевских сестер; с умилением и любовью называл их сиротами. И говорил так: «В обитель-то мою до тысячи человек соберется и все …все спасутся, я упросил, убогий, Матерь Божию …и, кроме трех, всех обещала Милосердая Владычица спасти». Не только своим сироткам, но и всем усердствущим и благотворящим обители благодатный старец обещал: «Я, убогий, просил о вас Божию Матерь и не только о вас, но о всех любящих меня и о тех, кто служил мне и мое слово исполнял, кто трудился для меня, кто обитель мою любит ». А также говорил: «… счастлив всяк, кто у убогого Серафима пробудет от утра до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево».

Богат святынями Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Четыре прекрасных величественных собора украшают нашу славную обитель – Казанский, Троицкий, Преображенский и Благовещенский. В Троицком соборе почивают мощи преподобного Серафима Саровского, в Казанском – великих блаженных стариц Пелагеи, Параскевы и Марии и мощи одной из сонма новомучениц Дивеевских XX века – преподобноисповедницы Матроны. К паперти Казанского собора пристроены два храма – Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы, где почивают мощи первоначальниц дивеевских – преподобных Александры, Марфы и Елены.

Прославлены чудесной помощью исцеления различных недугов, душевных и телесных, источник преподобного Серафима в поселке Цыгановка (16 км от Дивеева), пять источников в самом Дивееве: в честь икон Божией Матери Казанской, Умиления, Иверской, преподобной Александры Дивеевской и великомученика и целителя Пантелеимона.

Источник преподобного Серафима Саровского

Духовным центром Дивеевской обители несомненно является святая Канавка Пресвятой Богородицы. Это та незабвенная тропа, которую Пречистая Владычица измерила Своим пояском, и по которой Она Сама ежедневно обходит Свой последний земной удел. Она была создана, как ранее упоминалось, по воле Царицы Небесной еще при жизни преподобного Серафима. Много чудного батюшка Серафим говорил об этой Канавке: «… Канавка эта – стопочки Божией Матери! Тут ее и обошла Сама Царица Небесная! Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдет, а Канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит Канавка, так прочь и уйдет!», говорил также, что «она до небес высока». И заповедовал: «Кто канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев».

В одной из своих проповедей митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий отметил: «Сегодня невозможно найти ни одного православного человека, который не знал бы о Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре, не стремился бы, хотя бы однажды побывать на этой святой земле, помолиться батюшке Серафиму, пройти по Богородичной Канавке, унести с собой особый молитвенный настрой, получить подкрепление души и тела от купания в святых источниках. Дивеевская обитель стала без преувеличения духовной лечебницей, где люди врачуют свои израненные души. Здесь по особому на сердце ложатся слова Спасителя: “Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас; возьмите иго Мое на Себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашимˮ (Мф.11, 28–29), обозначая цель всей христианской жизни – наследование Царства Небесного».

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавляет Божественную литургию в Троицком соборе монастыря